Добавление комментария
Другие новости по теме:
Военный музей Финляндии относится к Министерству обороны, и был создан в 1929 году. До этого военная история представлялась публике сначала в Государственном историческом музее, а затем в Национальном музее страны. В январе 1930 по инициативе министерства военный музей на Liisankatu, 1 в Хельсинки стал «продолжением» крепости Суоменлина, где один из бастионов был предназначен для этой цели. Во время «Зимней войны» музей закрылся, и экспонаты хранились в разных частях Финляндии. Сам «офис» так же был перенесен из-за бомбежек Хельсинки в 1944 году. Во время войны несколько экспозиций были организованы в выставочном зале сразу с несколькими целями: показать, как доблестно финны воюют на фронте, поднять дух гражданского населения и собрать деньги для инвалидов войны и их семей. Сейчас сотрудники военного музея собирают, хранят и изучают артефакты ( свыше 200 000 экспонатов) и другое «военное наследство», связанное с историей страны. В музее устраиваются постоянные выставки, посвященные военной истории Финляндии начиная с 15 века. Кроме того, есть специализированные музеи танков, авиации, артиллерии, военной медицины и так далее. Впрочем, основной акцент делается на век 20-й. В частности, на «зимнюю» и вторую мировую войну в целом. Каждый год экспозиции посещает более пятидесяти тысяч человек. Одна из них проходит до конца декабря этого года. И посвящена она зимней войне 1939 года. Для журналистов, наверное, особо интересен зал, где представлены рисунки фронтовых художников. В коллекции военного музея их сотни, причем аналогичных нет больше нигде. На выставке, естественно, можно увидеть только небольшую их часть. Как написано в информационном буклете: «Финны шли на войну, вооружившись, в том числе, и карандашами, фотоаппаратами и кистями. Эскизы и наброски были сделаны в пылу сражений Пропаганда, включая искусство, превращалась в новый «род войск». Таким образом тогда поддерживался боевой дух Еще с 30-х годов в Финляндии начали обращать внимание на пропаганду. В 1937 Министерство обороны организовало учебные сборы по информационной работе. Сначала была создана система по немецкому образцу. В то время в Германии работали специальные роты, численностью до двухсот человек, которые разделялись на взводы. В каждый взвод входили кинооператоры, фотографы, радиокомментаторы, техники, корреспонденты, художники. Пропагандистские роты должны были следовать за фронтовыми войсками до передовой, записывая и снимая события. Затем все материалы проверялись в Министерстве пропаганды и только после этого шли в СМИ. В июне 1941 были созданы первые аналогичные финские роты. Правда, называть их стали информационными, так как выяснилось, что финнам не очень нравится слово «пропаганда». Их основной их задачей было как можно более объективно ( слишком явная пропаганда считалась неубедительной!) рассказать жителям прифронтовых населенных пунктов о действиях армии, поддержать их боевой дух, а так же сопровождать на фронт иностранных журналистов. Солдаты информационных рот отбирались на основе профессионального мастерства. То есть, это были художники-графики, рекламисты, учителя рисования (кстати, некоторые из них сами писали и тексты). Но шла война и, естественно, принималось во внимание и их политическое мировоззрение. Как уже говорилось, основной задачей информационных рот было описание событий: словами, картинками, фотографиями. Но художники так же, как и все остальные, могли попасть в бой, поэтому, естественно, носили оружие. Из-за того, что работать приходилось очень быстро, сначала, как правило, делались наброски, а уже потом- по воспоминаниям- дорисовывалось остальное. Поэтому в рисунках присутствовала некоторая шаблонность. Впрочем, наверное, не только из-за спешки. Художники должны были «описывать» финского солдата в соответствующем духе, оружие в действии, повреждения вражеских объектов,причиненных этим оружием, «жестокость врага» и «огромные потери», которые он несет. Кстати, к осени 1944 года количество запрещенных к изображению сюжетов увеличилось. Например, описание немцев, советских людей ( финны старались тогда уже не «издеваться» над Советским Союзом), всех военнопленных, военной добычи, эвакуации населения, разрушений, причиненных войной. По мнению специалистов, нельзя говорить об описании художниками военных событий точно такими, какими они были на самом деле. Ведь фронтовое искусство не обязательно раскрывает истинное лицо войны, но рассказывает о взглядах воюющей нации. Так же как, впрочем, фотографии и кинофильмы тех лет. Но, по словам одного из фронтовых рисовальщиков: « след живой руки всегда содержит кое-что, чего машина не может скопировать. Это непосредственная весть от человека к человеку». По крайней мере, это всегда повод для размышления.Ирина ТабаковаThe Winter War exhibition Helsinki Liisankatu 1
Зимняя война «продолжается» в музее
| | | | | | | |
Загрузка. Пожалуйста, подождите...
Зимняя война «продолжается» в музее » НОВОСТИ ХЕЛЬСИНКИ
Комментариев нет:
Отправить комментарий